~

Dec. 30th, 2012 03:42 pm
snark_44: (sad bull)
[personal profile] snark_44
После медитации на мысли стал лучше понимать термин "остранение" (a.k.a alienation, see Brecht).

У остранения и у медитации на мысли схожие цели. Оба они дают понять - не забывай, это не настоящее.

Остранение берет зрителя за шиворот и разворачивает ему угол зрения.
Только что он, зритель, жил на сцене - в увлекательном, замечательном, уютном мире, он уже с головой в этом мире и хочет там остаться на веки вечные.
Стопъ Орасио, - говорит Остранение, - посмотри-ка на этот мир оттуда, с тех галерей.
И видит он, что мир-то нарисованный. Картонный.

Date: 2012-12-30 07:18 pm (UTC)

Date: 2012-12-30 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Да, примерно так, похоже. :)

Date: 2012-12-30 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] zanudka.livejournal.com
а что настоящее?

Date: 2012-12-31 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Не придирайся :)
Менее настоящее, чем так называемая реальность.

Разумеется, все это условности. Но это настоящие условности :)

Date: 2013-01-02 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] zanudka.livejournal.com
я не ради поспорить :) я думаю о том, что после остранения, находясь уже снаружи, глядя со стороны... можно ещё раз развернуть себя и ещё раз произойдёт остранение.

Date: 2013-01-02 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Безусловно!
Открыть глаза, а потом еще раз открыть.

Date: 2013-01-04 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] z-u.livejournal.com
не знаю, не знаю...
мне вот кажется (согласна с тем, что здесь написано http://slovar.lib.ru/dictionary/ostranenije.htm ), что "остранение" - немного для другого.
(Брехта не люблю, правда, как и всех прочих подобных ему "сусаниных".)

но для меня "остранение" - не для того, чтобы ощутить "картонность" мира, а наоборот - "для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным" (цитата из линка вверху).
ведь если "задача искусства состоит в том, чтобы извлечь их оттуда, заново предъявить нашему сознанию, но уже в качестве неузнаваемых, странных, на которых наше восприятие может долго задерживаться", то станешь ли ты задерживать внимание на плохо приклеенной картонной декорации? любоваться ей, ценить ее, чувствовать ее? помогать другим это делать, этому учиться?

вообще, "странно" - мое любимое русское слово, и всегда было.
но "остранение" - мощное оружие, и обращая его против мира, человек обращает его против себя.
по-моему, "окартонивая" эту нашу "самсару", мы "окартониваем" и убиваем себя.
так как не верю, что все это великолепие создано лишь для искушения и пресловутого "урока" нам. во всяком случае, не для того урока совсем.

потому "медитации на мысли" и все приемы "остранения" для меня - оружие только против врага нашего внутри нас. против разрушения, страха и зла.
но если этим острым мечом регулярно разрубать хрупкий цветок нашей жизни, как модно делать последние несколько десятков лет, то останется лишь пустота. причем не та, что с большой буквы.
а та, которая в "Бесконечной истории"... и даже еще хуже.

а картонность... в детстве меня сильно заводило окончание "Приглашения на казнь".
и лишь спустя годы я поняла, почувствовала - фокус не в том, чтобы разрушить иллюзию, а в том, чтобы ее оживить... а если надо, то и создать.
и "вернуть ощущение жизни", наконец...

Date: 2013-01-04 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Мне кажется, мы говорим об одном и том же.

Видимо, я не совсем верно выразился. Говоря про "мир", я имел в виду не нашу жизнь, а ту иллюзию, которая создается на сцене. И которую зритель начинает воспринимать автоматически. Она то и есть картонная и нарисованная. Как магриттовская трубка, прости за банальность.

Остранение - да, именно для того, чтобы вернуть ощущение жизни. Вспомнить например о том, что происходящее можно и нужно оценивать со всех углов. Напомнить восприятию его возможности. Разбудить, если угодно.

(Определение отличное, и оно гораздо шире, чем брехтовский Verfremdungseffekt)

Date: 2013-01-04 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] z-u.livejournal.com
разбудить, да... известная песня.
ну, почему это нужно было брехтам и магриттам, тогда и тем, я могу понять (хотя Магритт все же стремился что-то создать, а не только разоблачать).
а можешь ли ты откровенно сформулировать, зачем это нужно тебе - в действительности? (какой бы то ни было)
только если отвлечься от умных понятий и модных течений.

вот, если ты говоришь об искусстве. ок.
на сцене создается иллюзия. ты хочешь "разоблачить этот фокус", в лучших традициях старых борцов с еще более старым восприятием искусства.
но зачем тогда сцена и иллюзия на ней, если мы хотим умертвить иллюзию?
что даст нам брехтианский "взгляд со стороны"? какие-такие перлы и бонусы восприятия мира? вот если честно?
научит ли он нас чувствовать мир, любить его, принимать его и населяющих его?
поможет ли он нам научиться совершенствовать его? любить, чувствовать, принимать и совершенствовать самих себя?
или мы опять скатываемся в излюбленный некоторыми интеллектуалами отрицающий и разрушительный цинизм холодного и стороннего наблюдателя? в торжество неверия и искушенности, в умерщвление мира в нас и вокруг? в развращение искусства и извращение его (хоть и не всеми принимаемой) предполагаемой роли?
ты хочешь разбудить зрителя - потому ли, что тебя не устраивает качество и направление снов? или вообще статус и судьба "сновидца"? пресловутая "прокачка втихую" и "промывка мозгов"?
вот, смотрите, это актер, он играет, а это декорации - с клеем и гвоздями, не верьте ничему и не дайте себя обдурить, не дайте себя затянуть в предлагаемый мир? посмотрите на себя со стороны - жалкое зрелище. да и вокруг вас, обратите внимание, все ненастоящее, и грош ему цена, как и всему, что внутри вас?.. так, что ли? а зачем тогда вообще искусство, если оно перестает быть Творением и Сотворчеством живого?

или ты хочешь добиться другого эффекта и веришь, что придешь туда этим путем?.. тогда поясни, возможно, я тебя не поняла.
мне кажется, остранение - это из другой оперы, не для того, чтобы разоблачать картонность - излюбленное занятие Брехта и его учеников. (кстати, смотрел ли ты фильмы Годара, знатного брехтианца? и что они тебе дали?)
Edited Date: 2013-01-04 10:01 pm (UTC)

Date: 2013-01-05 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Хорошо, к черту умные понятия. :)
Давай действительно проверим за каким чертом мне это надо. В действительности. :)

(в скобках: я не претендую на полное понимание термина "остранение". С понятием "остранение" я знаком в основном по книжке Питера Брука "The empty space" (кстати, весьма рекомендую)).

Эта запись была мною сделана после однодневного ритрита медитации. Мне показалось, что какие-то вещи мне удавались на нем лучше обычного, поэтому и решил записать мысль, пришедшую на том же ритрите в голову, чтобы качественее сохранить ощущения.

Давай разберемся теперь с механизмом "медитации на мысли".
Как я понимаю этот процесс - ты наблюдаешь собственные мысли, следишь, так сказать, за мыслительным "пространством", ни на мгновение стараясь не забудь о своей чисто наблюдательской позиции. В какой-то момент (как правило) мыслительный поток тебя увлекает за собой и ты забываешь о своем наблюдательстве, забываешь что медитируешь. Начинаешь жить тем, что происходит у тебя в голове - будь то воспоминания, планы на будущее, и т.п. Тут тебе надо снова осознать, что ты наблюдатель.
В этот-то момент и происходит некий разворот угла зрения, который - как мне показалось - очень напоминает "остранение" в моем понимании. Это похоже на осознание сна во сне. И на Тиффани, которая открывает глаза, а потом открывает их опять.

Работа тут происходит не со сценой и не с окружающим миром, а со своими реакциями, которые сплошь и рядом происходят абсолютно бессознательно, автоматически, по давно обкатанному пути.

Date: 2013-01-05 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] z-u.livejournal.com
спасибо, друже, за терпение и откровенность. :)

(на полное понимание чего бы то ни было и я ни в коем случае не претендую)

да, что тебя увлекло в медитациях, более-менее понятно, меня саму это всегда увлекало, занимательное переключение и местами очень полезное. особенно оно незаменимо, когда помогает сменить "каналы восприятия" и справиться с собственными глюками и страхами. впрочем, в этом, как и во всем, лестница совершенствования высока и длинна, и я сама дальше тени от первой ступеньки еще не забиралась. :)

правда, лично для меня есть в этом процессе одна немалая подковерная опасность, но это, пять же, мои проблемы, так как не все же страдают "хроническим раздвоением" и "воспалением наблюдательства". :)

интересно все же, как это переносить на сцену и вообще в искусство, можно ли, нужно ли, и что это даст, к чему приведет... вот над этими вопросами я иногда думаю тоже...

а остранение, судя по прочтенным определением, мне в любом случае близко.

Date: 2013-01-05 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Вот парочка цитата из Брука:

"The alienation effect and the happening effect are similar
and opposite—the happening shock is there to smash
through all the barriers set up by our reason, alienation is to
shock us into bringing the best of our reason into play.
Alienation works in many ways on many keys. A normal
stage action will appear real to us if it is convincing and so
we are apt to take it, temporarily, as objective truth. A girl,
raped, walks on to a stage in tears—and if her acting
touches us sufficiently, we automatically accept the implied
conclusion that she is a victim and an unfortunate one. But
suppose a clown were to follow her, mimicking her tears,
and suppose by his talent he succeeds in making us laugh.
His mockery destroys our first response. Then where do
our sympathies go? The truth of her character, the validity
of her position, are both put into question by the clown, and
at the same time our own easy sentimentality is exposed."


"Alienation can work through antithesis; parody, imitation,
criticism, the whole range of rhetoric is open to it. It is the
purely theatrical method of dialectical exchange. Alienation
is the language open to us today that is as rich in
potentiality as verse: it is the possible device of a dynamic
theatre in a changing world, and through alienation we
could reach some of those areas that Shakespeare touched
by his use of dynamic devices in language. Alienation can
be very simple, it can be no more than a set of physical
tricks. The first alienation device I ever saw was as a child,
in a Swedish church; the collection bag had a spike on the
end of it to nudge those of the congregation whom the
sermon had sent to sleep."


"Often when an actor is carried away by his
part he can get more and more exaggerated, more and more
cheaply emotional, and yet sweep the audience along with
him. Here the alienating device will keep us awake when
part of us wishes to surrender wholly to the tug on the
heartstrings. But it is very hard to interfere with a
spectator’s stock reactions. At the end of the first act of Lear
when Gloucester is blinded, we brought the house lights up
before the last savage action was completed—so as to make
the audience take stock of the scene before being engulfed
in automatic applause. In Paris, with The Representative we
again did all in our power to inhibit applause, because
appreciation of the actor’s talents seemed irrelevant in a
Concentration Camp document. None the less, both the
unfortunate Gloucester and the most nauseating character
of all, the Auschwitz doctor, always left the stage to similar
rounds of applause."

Profile

snark_44: (Default)
snark_44

December 2013

S M T W T F S
1234567
891011121314
1516 1718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 09:13 am
Powered by Dreamwidth Studios